Уже больше 10 лет российские банки выдают своим клиентам ипотечные кредиты. Новый, непонятный и, казалось, опасный банковский продукт, россияне распробовали быстро и, чего греха таить, пристрастились. Как, собственно, и к остальным видам кредитования. Однако ипотека, все же, кредит особый, в силу размера занимаемой суммы, срока действия договора и смысловой нагрузки приобретаемого имущества, поскольку к жилью у нас в стране традиционно особое отношение.
Как взять ипотеку и не пожалеть об этом рассказывает ведущий сотрудник Ипотечного центра «ГЛОБАЛ» Ирина Мельчакова.
– Ирина, взять ипотеку сегодня проще или сложнее, чем, скажем, пять лет назад?
– С одной стороны проще, потому что сервис банков развивается, они придумывают свои программы, используют федеральные социальные проекты и усиленно конкурируют между собой. То есть, такой товар, как ипотечный кредит представлен на рынке во множестве видов и вариантов С другой стороны получить ипотеку сегодня не так уж и просто, потому что у банков растет процент просрочек и невозвратов и они все тщательнее проверяют потен-циальных заемщиков. Но, впрочем, есть и те, кто готов рисковать.
– Какие основные трудности ожидают заемщика, решившего взять ипотечный кредит?
– Первое — это подтверждение доходов, поскольку многие работодатели сегодня оплачивают труд своих работников по «серым» схемам, а второе — это сложная кредитная история. Увы, людей с такими историями становится все больше.
– И каковы их шансы на кредит?
– При обращении в наш центр довольно велики. Всегда есть способы решения задачи. Ищем подходящие банки, программы. Творческий индивидуальный подход часто дает очень хороший эффект.
– Что делать, если нет средств на первоначальный взнос?
– Можно использовать материнский капитал, федеральные жилищные сертификаты. В ка-ких-то случаях банк, вместе с ипотечным кредитом может выдать кредит и на первоначальный взнос. Есть и другие возможности.
– Какие условия предъявляют сегодня банки заемщикам?
– Среди условий есть традиционные, например, подтверждение дохода и страхование приобретаемого объекта недвижимости, так и нетрадиционные, причем требование банка может быть адресовано и продавцу. Например, не так уж редко теперь с продавцов в возрасте старше 60 лет требуют справку о состоянии здоровья из психоневрологического диспансера.
– Насколько тщательно банки проверяют заемщиков?
– Довольно тщательно. Это звонки домой и на работу, могут позвонить родственникам. Изучают предоставленные докумен ты. Мы, кстати, готовим документы наших клиентов таким образом, что количество вопросов значительно снижается. Очень важны мелочи и детали, которые заемщику кажутся не принципиальными, но, при этом, реально влияют на решение банка. — Чем еще вы можете помочь клиенту? — В случае отказа банка нашему клиенту, мы будем знать причину такого решения, и если она устранима, а во многих случаях это так, мы обратимся в другой наш банк-партнер уже с, практически, полной уверенностью Если же клиент сам будет бегать по банкам, то отказы будут множиться, делая из него и вовсе не проходную фигуру. Кроме того, если кредитная заявка идет от ипотечного центра, банк-партнер может снизить ставку на 0,5 процента. Казалось бы мелочь, но за время договора выгода может составить до 200 тысяч рублей. Наконец, в сложных ситуациях, если клиент центра временно не может платить и готов продать ипотечную квартиру, дабы сохранив кредитную историю, затем снова взять ипотеку, мы платить за него, пока он не продал квартиру. Потом вместе идем за новым кредитом.
И обязательно его получаем!